«Starbucks», «Burger King», «Adidas», «Raffaello», «Facebook»… пожалуй, нет тех, кто хотя бы не слышал эти названия. Это – бренды! У популярности бренда, как и у медали, есть две стороны – тебя узнают и тебя копируют. Одно время этим «грешили» китайские производители — одна буква и «Adidas» превращался в «Avivas», а «Nike» в «Hike»… Теперь очередь дошла и до наших «бизнесменов».

«Близнецы»

На прилавках магазинов и на улицах города мы видим «творения» местных умельцев: несколько раз анонсировали открытие «Starbucks», открылась сеть быстрого питания «Burger King», благополучно закрывшись после претензий правообладателей, в аптеках можно купить препарат «Дро-шпа», или «Дефилак» вместо «Дюфалак», который стал популярным значительно раньше.

Известные по всему миру, но исковерканные персонажи, торговые марки, логотипы, визуалы и даже копии социальных сетей «штурмуют» наше сознание с призывом «я – здесь, обрати на меня внимание!». И, мы, впопыхах, забегая в магазин, можем не заметить, что приобретаем наглую подделку.

Но, иногда, после первой и, пожалуй, единственной покупки некачественного товара под маской известного бренда, потребитель становится стреляным воробьем и обходит стороной не только «близнеца», но и, к сожалению, продукцию настоящего производителя. Замечательно, если продукт не нанес урона здоровью, а только испортил настроение, но, ведь может быть и наоборот?

Конечно, нельзя на 100% утверждать, что эти «товары-близнецы» хуже своих оригинальных собратьев, но схожие названия или упаковка говорят о том, что производитель, как минимум, ведет нечестную конкурентную борьбу – паразитируя на чужой славе. А будет ли это делать тот, кто уверен в качестве своего продукта или услуги?

Регистрация торговых знаков

Кроме создания «товаров-близнецов» существует и другой вид паразитирования — регистрация незащищенных торговых знаков или, если бренд уже зарегистрирован, регистрация в других классах международного классификатора товаров и услуг на территории Узбекистана.

В одном из официальных отчетов Агентства по Интеллектуальной Собственности, составленном по запросу, содержится список зарегистрированных торговых знаков, не производителем, и даже не официальным дистрибьютором, а обычной узбекской компанией — ООО «Polimer Business Group». В списке брендов зарегистрированных на «Polimer Business Group». — «Lacalut», «Крошка-картошка», «Моя семья», «Dirol», «Stimorol» «Oral-B» и многие другие общеизвестные бренды в количестве 52 штук.

Кто-то может задать вопрос, какую пользу может принести чужой торговый знак? Варианта всего два.

Первый, и самый прибыльный — перепродажа торгового знака истинному владельцу. Стоимость сделки предприимчивыми предпринимателями оценивается по популярности бренда и варьируется от 40 до 100 тысяч, у.е. естественно. Но, к счастью для иностранных инвесторов, в случае доказуемости присвоения чужого бренда – платить не придется.

Второй, использование торгового знака при производстве других товаров. Например, ТМ «Stimorol» зарегистрирована компанией ООО «Polimer Business Group» в классе, одним из пунктов которого является возможность использования торговой марки при выпуске аэрозолей для освежения полости рта. Здорово, правда? Вы выпускаете на рынок продукт и все будут думать, что это продолжение линейки жвачек от «Stimorol»…

И, к чему мы пришли в итоге…

Итог, если честно, неутешителен: наши «бизнесмены» вводят в заблуждение потребителей, присваивают себе чужие достижения и подрывают доверие к настоящим брендам. И, очень жаль, что наше Агентство по Интеллектуальной собственности, порой не отказывает в регистрации известных международных брендов, в качестве узбекского торгового знака, по причине того, что он еще не зарегистрирован в Узбекистане, хотя имеет для этого все возможности, подкрепленные законодательством…

Комментарии Юридической фирмы «Legalmax Law Firm»:

Нарушение прав на товарные знаки или любые иные объекты интеллектуальной собственности, прежде всего, влечет нарушение экономических прав и интересов правообладателей, вне зависимости, от кого исходят эти нарушения.

Одно дело, когда предприниматели, проявляют новаторский подход и черпая свои идеи из уже существующих объектов промышленной собственности, могут совершенствовать технологические процессы, открывать новые материалы, и преобразуют идеи во что-то новое, вкладывая в них творческую и авторскую составляющую. Подобного рода новшества являются двигателем общественного развития.

Другое дело, когда, недобросовестные предприниматели, пытаются получить необоснованную выгоду злоупотребляя правом и используя результаты чужого творческого труда в своих корыстных интересах, причиняя имущественный вред истинному правообладателю. Как правило, нарушители используют в собственных целях преимущества, получаемые за счет сложившейся положительной репутации чужого товарного знака, что является недобросовестной конкуренцией. И, ошибочно полагать, что при данных нарушениях причиняется ущерб только лишь собственнику товарного знака, на самом деле, масштаб каждого случая нарушения более серьезный, так как потребители услуг и товаров, маркированных незаконно используемыми обозначениями, каждый раз, будут ассоциировать данные товары и услуги с истинным правообладателем, в то время как они таковыми не являются.

«Клонирование и имитация» маркировки продукции, товаров и услуг, являются общественно опасными именно тогда, когда эти действия вводят в заблуждение потребителей относительно производителя, качества, основных характеристик и места производства товара, и влекут прямой либо косвенный ущерб его истинному правообладателю. Подобные случаи, наносят существенный урон репутации страны, ее инвестиционному климату, доверию к правоохранительным и судебным органам.

Более того, нарушение прав правообладателя наносит ущерб и ему самому, хотя в большинстве случаев, нарушители этого не осознают. Очевидно, что нарушители, никогда не достигнут истинно устойчивого положения на рынке, не сумеют завоевать доверие и положительную репутацию у потребителей их товаров либо услуг, создать свой настоящий бренд и добросовестно использовать его в гражданском обороте.  


0 комментариев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *